Главная   Митрополит   Выступления   Слово Митрополита ...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Слово Митрополита Калужского и Боровского Климента у памятника Отечественной Войне 1812 года

Слово Митрополита Калужского и Боровского Климента у памятника Отечественной Войне 1812 годаСлово Митрополита Калужского и Боровского Климента у памятника Отечественной Войне 1812 года.

21 октября 2012 года

Ваше Превосходительство, многоуважаемый Анатолий Дмитриевич!

Дорогие отцы, братия и сестры!

Сердечно поздравляю вас с 200-летием Малоярославецкого сражения. Война не раз опаляла малоярославецкую землю. Но 200 лет назад на руинах небольшого города развернулось одно из наиболее драматических битв Отечественной войны, которую по ожесточению можно назвать предтечей Вердену и Сталинграду. Только ночь смогла прервать боевые действия за этот плацдарм.

Свидетели того боя говорят не только о подвиге, имеющем место в любом сражении, но и о том, что война, как феномен человеческой истории, здесь явственно показала свое отвратительное обличье: горы изувеченных тел, до основания разрушенный город, нечеловеческая ярость противоборствующих, фактическое отсутствие пленных.

Откуда между потомками Адама такие ужасные войны? Что ведет на этот путь человечество? Грех является сутью всех войн. Война берет свое начало в сердцах людских, когда из них уходит любовь, «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь», - говорит Господь Иисус Христос (Матф.24:12). Несмотря на то, что два века назад здесь сражались русские, итальянцы, французы, война изначально была братоубийственной - Каин убил Авеля. Пусть у этой первой войны не было ни политических, ни экономических или идеологических предпосылок, но первому убийству дорогу проложили человеческие грехи гордости и зависти.

Человечество, отворачивающееся от Христа, все далее и далее уводится в плен греха, хотя мы и призваны побеждать грех, лежащий у врат нашего сердца: «он (грех) влечет тебя к себе, - сказал Господь потомкам Адама, - но ты господствуй над ним» (Быт.4:7). Язычник Платон имел отличный от христианского взгляд на природу войн, но с его следующим рассуждением можно всецело согласиться: «Победа над самим собой есть первая и лучшая из побед. Быть же побежденным самим собой всего постыднее и хуже».

Что же мы можем противопоставить греху в нашем сердце? Только то, что может преодолеть все разделения, все взаимные обиды и вражду между людьми – Любовь. Любовь это дар выстраданный, это наша жертва. Любить мы учимся всю жизнь, превозмогая свой эгоизм. Любовь к своим предкам выражается памятью об их подвиге, любовь чад к своим родителям венчается бережной заботой в их старости, любовь к Родине это сохранить и преумножить то, что создано было на протяжении многих веков, и научить молодое поколение также любить ее.

Мы часто всецело увлекаемся внешним, сиюминутным, в рамках дарованной нам Богом вечности с Ним. Возводя города, возделывая нивы, мы должны помнить - единственное что неподвластно тлену это Любовь. Только любовь может перешагнуть порог вечности: «Любовь никогда не перестает», говорит апостол Павел (1Кор. 13:18).

Сегодня мы отдаем долг любви и памяти всем павшим в присно поминаемом сражении. Вечная им память! А мы живущие сегодня, постараемся пронести и преумножить сквозь тернии нашей жизни частицу тепла к ближним и к Богу.

Желаю всем подобно апостолу Иоанну Богослову искренне восклицать: «Мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Иоан.4:16).

С праздником поздравляю всех вас мои дорогие друзья!

Сердечно поздравляю вас с 200-летием Малоярославецкого сражения. Война не раз опаляла малоярославецкую землю. Но 200 лет назад на руинах небольшого города развернулось одно из наиболее драматических битв Отечественной войны, которую по ожесточению можно назвать предтечей Вердену и Сталинграду. Только ночь смогла прервать боевые действия за этот плацдарм.

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика