18 сентября Калужской епархии Русской Православной Церкви передана историческая святыня России - Спасо-Воротынский монастырь на р. Угре. Близ этого места в 1480 году совершилось событие, известное в истории как "Великое стояние на Угре".
Хан Золотой Орды Ахмат с большой ратью двинулся: на Москву. Он дошел до р. Угры, протекавшей в пределах будущей Калужской области. Реку эту называли "Пояс Богоматери". Великий Московский князь Иоанн III ждал хана на другом берегу Угры, вооружившись молитвой и благословением своих архипастырей. В войсках находилась чудотворная икона Божией Матери именуемая "Владимирской". "Продолжительное время войска стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям. Наконец, предстательством Пресвятой Богородицы совершилось дивное чудо: страх напал на татар и они, боясь друг друга, бежали никем не гонимые. Так Премилостивый Господь, по молитвам Пресвятой Богородицы даровал к радости христиан необычную победу над врагами без пролития крови, пощадив достояние Свое град Москву и всю Россию" - пишет свт. Димитрий Ростовский.
Точная дата основания монастыря неизвестна, но наиболее вероятно, что он возник в первые годы 16 столетия, т.е. сразу после Великого стояния на Угре. Сохранившийся в настоящее время шатровый храм монастыря в честь Преображения Господня датируется 16 веком. Столпообразные храмы-памятники нередко ставились в память знаменательных событий. Чаще всего, военных. Можно предположить, что соборный храм Преображения Господня возник как мемориальное сооружение.
Основание монастыря связано с именем князя-Дмитрия Федоровича Воротынского. Из архивных источников известно, что Спасский монастырь "на устье Угры-реки" в 1511 году по жалованною грамоте великого князя Василия Ивановича владел перевозом через Угру с большой Брянской и Калужской дорог. Отсюда следует, что в 1511 гону монастырь уже существовал. В середине 17 века в монастыре была построена на месте старой деревянной существующая трапезная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. По своему типу Введенская церковь большая редкость. Шатровые церкви (в том числе двух- и трехшатровые) в средней полосе не строились позже середины ХVII века, а те что были построены почти исчезли в позднейшее время. К маленькому помещению двухшатровой церкви примыкает большая трапезная часть с центральным столпом посередине - один из старейших типов русских монастырских трапезных и палат. Внизу церкви обширный подклет.
В 1665 году Спасский монастырь потерял свою самостоятельность и был приписан к Крутицкому архиерейскому дому в Москве, использовался как домовая житница и постепенно приходит в запустение.
В 1764 году монастырь был упразднен, а храмы обращены в приходские церкви села Спас. Очевидно, в конце 18 – начале 19 вв. были разрушены все деревянные строения монастыря. После революции была разобрана ограда и разрушено кладбище, находившееся за алтарем Преображенского собора. За советское время храмы сильно пострадали от разрушений. Делалась попытка реставрации храмов-памятников, но работы не были завершены. Сейчас здания храмов (особенно Введенского) находятся в аварийном состоянии. Чтобы спасти их от окончательного разрушения требуются немедленные работы по их реставрации и восстановлению.
2024 |
Июнь |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.