Новостная хроника Калужской епархии:

2006-05-29

29 МАЯ В Обнинске прошел круглый стол «Катехизация: опыт Церкви вчера и сегодня». Он состоялся по благословению руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Калужской епархии игумена Серафима (Савостьянова) и при содействии обнинского Духовно-просветительского центра «Вера, Надежда, Любовь». На встрече обсуждалась возможность восстановления древней практики оглашения.

На Круглом столе побывал корреспондент епархиального журнала «Православный Христианин» диакон Дмитрий Арсентьев. Предлагаем Вам ознакомится с его Репортажем.


«НАУЧЕНИЕ В ВЕРЕ»

Репортаж о Круглом столе: «Катехизация: опыт Церкви вчера и сегодня.»
Город Обнинск, 29 мая 2006 года.

Экскурс в историю катехизации.

От советского времени нашей Церкви досталось тяжелое наследие. В результате многолетних гонений на православную веру фактически оказалась разгромленной, почти утраченной древняя традиция длительной и глубокой духовной подготовки новообращаемых ко Крещению.

Понятно, что в условиях, когда за одно имя «христианин» можно было оказаться в местах, не столь отдаленных, никакой речи не то что о годичном, но и о сорокадневном оглашении не было и речи. Даже одна беседа священника с желающим креститься об основах веры могла стоить обоим свободы, особенно в 20-х – 30-х годах.

Но после апреля 1985 года политическая ситуация в Советском Союзе стала меняться настолько быстро и непредсказуемо, что Церковь, на мой взгляд, не успела своевременно и правильно отреагировать на последствия этого кризиса. После снятия ограничений в области свободы вероисповедания, в храмы хлынул огромный поток жаждущих духовного утешения и окормления. Правда, среди них много было и тех, кто пришел в храм просто из любопытства или желая узнать что-то новое для себя.

Упущенный шанс?

Казалось бы, впервые после революции у Церкви появилась возможность вновь помочь русскому народу обрести Бога. Но удалось ли создать для этого все условия, важнейшее из которых – неформальное, глубокое, заинтересованное научение будущего христианина фундаментальным основам Православия? Во многих случаях, увы, нет!

Не из-за этого ли большая часть наших соотечественников в конце 80-х – начале 90-х годов ушла в секты? Ведь там новоначальному последователю предлагалось постигнуть некое духовное знание. В то же время на православных приходах священники чаще всего ограничивались общей 30-минутной беседой перед самим Таинством Крещения. Скажите, что мог узнать за это время человек, впервые пришедший в храм, о православных догматах такого, что заставило бы его пересмотреть всю свою предыдущую жизнь и понять, что спасение есть только во Христе?

Вот как описал ситуацию с катехизацией один из соведущих круглого стола настоятель московского храма пророка Даниила отец Даниил (Сысоев):

– В результате известных событий 1985 года у нас возник целый букет опытов катехизации, начиная от полного и принципиального, убежденного, воинствующего отказа от нее, заканчивая такими, с моей точки зрения, чрезмерными формами, как оглашение в течение года. Такая практика, например, есть в обновленческих общинах священников Кочеткова, Борисова, когда люди оказываются знающими какие-то обновленческие вещи, но не знающими истин нашей веры.

Возникает необходимость осмыслить существующий богатый опыт катехизации с позиций здравого смысла, Священного Писания и канонов Православия.

А как было в древности?

«Подобное положение не может сохраняться долго, – такая уверенность сквозила в выступлениях участников круглого стола, – нужно принимать серьезные меры. И чем быстрее, тем лучше».

Но прежде, чем решить, какие методы лучше применять при оглашении сегодня, собравшиеся решили еще раз вспомнить, как проводила Церковь оглашение в древности. Об этом рассказал ключарь Свято-Троицкого кафедрального собора в Калуге протоиерей Александр Кадин:

– Вы все знаете, что катехизация является проблемой современного служения Церкви. И одной из серьезнейших проблем является то, что называют сейчас воцерковлением. За последние 15 – 18 лет мы сами создали ситуацию, когда есть люди крещеные, но не воцерковленные. Такого в истории Церкви никогда не было. Были, скорее, наоборот, уже воцерковленные и еще некрещеные.

Каждый период в жизни Церкви выявлял какую-то свою проблему и ее решение. Церковь в разное время по-разному подходила к катехизации. Традиция Церкви обновлялась и будет обновляться. И к этому надо быть готовым и понимать, что то, что было нормальным вчера, или 15 – 20 лет назад, сегодня не то, что не работает, но приносит реальный вред.

По словам о. Александра, основа исторического подхода Церкви к Таинству Крещения заложены в Священном Писании Нового Завета. Он напомнил факт из Книги Деяний Апостольских, когда после проповеди апостола Петра о воскресшем Христе крестились три тысячи иудеев. О. Александр также коснулся и крещения апостолом Филиппом вельможи царицы Эфиопской:

– Апостол Филипп идет из Иерусалима в Газу и встречает едущего на колеснице и читающего известное пророчество о Христе евнуха. Тот просит апостола взойти на колесницу. И пока они едут, Филипп в разговоре наставляет евнуха, по сути, рассказывая ему о Христе.

Они подъезжают к воде, и евнух спрашивает: «Вот вода. Что мешает креститься?» «Если веруешь, можешь креститься,» – отвечает Филипп и крестит его. То есть, вот вам катехизация в течение пути!

Но уже в конце Книги Деяний (20-я глава) апостол Павел обращается к жителям-христианам города Ефеса: «Я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас (Деян., 20, 31 ). Прошло малое время, и уже практика оглашения не работает в своем первоначальном виде. И уже требуется достаточно длительное время(«два года», «день и ночь», когда апостол Павел наставляет христиан, предупреждая их, что потом могут прийти лжеучителя, которые попытаются расхитить их стадо).

Уже в первые несколько десятилетий после Воскресения Христова Церковь постепенно начинает развивать практику катехизации, начиная с простого и мгновенного обращения и крещения тут же, и кончая через малое время более серьезными и длительными мерами обучения и наставления.

Во времена римских гонений на христиан подход Церкви к оглашению вновь был изменен. Уже не было возможностей для открытой проповеди христианства. Но тем не менее количественно Церковь не уменьшалась, а продолжала увеличиваться. Ведь действовал принцип проповеди примером собственной жизни.

В более поздние времена стали появляться такие институты, как восприемники оглашенных (те люди, которые поручались перед христианской общиной за крещаемых, что они действительно будут стремиться следовать за Христом) и училища оглашения – академии.

Русь переняла византийскую практику, когда за крещаемых молились в течение сорока дней. Следы этой традиции остались в Требнике, в молитвах из чина крещения.

К концу XIX – началу XX века в нашей Церкви наметился некоторый возврат к старой практике крещения. В Россию на жительство приезжало много иностранцев, и потому вновь встал вопрос о необходимости крещения не только детей, но и взрослых людей. Благодаря этому начал оживать институт восприемников, стали проводиться длительные огласительные курсы... Но все это было прервано в советские времена.

Конечно, какие-то подпольные формы катехизации существовали и тогда, но достоверных, документальных сведений об этом нет.

На 600-м «Мерсе» – в рай?! Не выйдет!

Разговор плавно перешел к проблемам сегодняшним. А нынче их в области катехизации, увы, хоть пруд пруди. Одна из главных на мой взгляд, – формальное отношение некоторых священников к Таинству Крещения. Их позиция такова: «Обратился человек к нам, хочет креститься – надо крестить. А благодать потом сама все сделает».

Не сделает! Конечно, благодать Христова первое время помогает человеку укрепляться в истинах веры, в христианской жизни, но лишь тому, кто действительно стремится к Богу. А сколько таких людей, кто просто приходит креститься лишь потому, что ему так велят ложные понятия о традициях, или потому, что это, мол, полезно для здоровья!

Такое отношение к крещению – «спустя рукава» – нерадивые батюшки оправдывают ссылками на правящего архиерея. Мол, он эту практику благословил и взял грех на себя, а нам остается лишь исполнять требы, не думая об ответственности. На что о. Александр Кадин заметил:

– Можно было бы поверить этим людям, если бы не знал я сам реально, как Владыка Климент к этому относится. Он-то общается несколько на другом, более высоком уровне, чем мы. К нему приезжают, например, спонсоры, которые привезли колокола. И потом говорят: «Владыка, как бы нам креститься?» Казалось бы, он, как человек заинтересованный в их помощи, может организовать совершение обряда.

Но он говорит: «Вы что?!! Хотели на «Мерседесе» к алтарю подъехать?! Вот рядом батюшка, подойдите к ему, он вас подготовит, все объяснит, и тогда через месяц (а спонсоры, как правило, москвичи) приедете, может быть, покрестим». Вот позиция архиерея! Он не благословляет такого греховного подхода.

Каноническое обоснование оглашении.

О. Даниил (Сысоев) рассказал о канонических основаниях подготовки к Таинству Крещения:

– Многие люди почему-то ошибочно считают, что каноны ничего не говорят крещении. Но на самом деле существует ряд церковных норм, которые представляют собой связное единство. II правило I Вселенского Собора прямо запрещает человека без должного испытания допускать до святой купели. И более того, есть правило 8-е Седьмого Вселенского Собора, запрещающее без испытания иудеев приводить ко Святому Крещению.

В нашем обычном Требнике даны чины присоединения иудеев и мусульман к Христовой Церкви. Иудеи и мусульмане – язычники, иноверцы, – должны предварительно отречься от своих заблуждений, дать рукописание (расписку) в этом.

Крещение было и в императорской России. Крестили даже в самых отдаленных миссионерских епархиях. Все крещаемые старше 20 лет проходили обязательное сорокадневное оглашение. Право сокращать время оглашения принадлежало только архиерею и то в исключительных обстоятельствах. Священник мог увеличить время оглашения, но не имел права сокращать его.

Если приходил креститься человек в возрасте от семи до двадцати лет, и у него не были крещены еще родители, то в таком случае оглашение продолжалось 6 месяцев

Ответы на вопросы.

В ходе круглого стола обсуждалось множество вопросов, связанных с проблемой катехизации современного общества. Даже в столь большой публикации, как эта, нет возможности охватить все, «объять необъятное». Я попытался компенсировать этот недостаток, попросив о. Даниила (Сысоева) по окончании встречи ответить на некоторые вопросы для нашего издания.

– Ваши общие впечатления от итогов круглого стола?

О. Даниил: Я в восторге от того, как отцы занялись делом оглашения. Я очень рад, что были обсуждены те глупые возражения, которые выдвигают против катехизации, к сожалению, некоторые представители нашего духовенства. И рад, что увидел людей, которые горят идеей проповеди Христа Спасителя людям.

С 1996 года я занимаюсь проповедью Православия среди сектантов, а в последнее время особенно среди мусульман. И я обратил внимание, что почти все сектантов ранее были крещены в Православии, но потом ушли только потому, что ничего не знали о Православии. Они были крещены, но не были оглашены. Они не знали веры, во имя кого они были крещены.

Даже был такой скандальный случай, когда один человек пришел ко мне и рассказал, что когда он пришел креститься, то сразу заявил, что в Бога не верит. На что священник ответил: «Ну и что? Я тебя все равно покрещу». И покрестил. А в результате этот человек ушел чуть ли не в сатанизм, потом мотался по разным сектам. Когда я рассказал ему об основах Православия, он был шокирован этим. Это для него оказалось абсолютной новостью!

И еще оказалось, что люди, крестясь без оглашения, не становятся христианами. Они и близко потом не подходят ни к тайне Христа, ни к тайне Бога Отца. В результате они оказывались дезориентированными в жизни, не знали, в кого верить. И хотя они называют себя православными христианами, христианства в них нет.

– Вам не кажется, что многие крещеные в Православии люди ушли в секты именно потому, что при завлечении их сектанты играли на возможности получения некоего духовного знания?

– Да. Конечно, эти знания у сектантов фальшивые, ущербные. Но к сожалению, сколько я знал искренних молодых сектантов, которые они узнали содержание Евангелия только в секте. В православии, когда они пришли креститься, им про Евангелие никто ничего не рассказывал.

– Некоторые священники, особенно старой закалки. Возражают против введения практики оглашения перед крещением в течение сорока дней. Какое из обсуждавшихся здесь возражений против оглашения, на Ваш взгляд, наиболее абсурдны?

– Очень сложно оценить. Там одно абсурднее другого. А самым абсурдным мне кажется возражение, связанное со словами Евангелия, что «горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали» (Лк. 11;52). Как это можно отнести к тем, кто готовит людей ко крещению, это просто верх абсурда! Это все равно, что вору кричать: «Держи вора!»

– О. Даниил, Вы рассказывали об опыте катехизации, о том как проходят на Вашем приходе огласительные беседы. Есть ли уже какой-то результат от этих бесед?

– Естественно. Появилась уже целая плеяда людей, которые стали прихожанами нашего храма. Я их часто встречаю у входа в храм не только по воскресеньям, но и в будни. Они очень благочестивы, активно участвуют в приходской жизни, даже в молодежном движении при храме... было приятно даже некоторых рекомендовать учиться в духовные школы. На самом деле это для меня большая радость.

– Получается, что катехизаторство еще и позволяет привлекать молодежь к активной церковной деятельности?

– Конечно. Что может привлечь молодежь в тот храм, где ей слова Божиего не дают, и где ничем, кроме треб не занимаются. Что там интересного? Когда человек слышит слово Божие, слышит откровение Божие, когда он понимает, зачем живет, он может найти и решение своих проблем, и близких себе по духу людей. например, в 1996 году назад мы начали библейские беседы на Крутицком подворье. Там уже образовалось несколько десятков православных семей!

Итоги.

Участники круглого стола «Катехизация: опыт Церкви вчера и сегодня» пришли к выводу. Что необходимо на приходах как можно шире вводить своего рода огласительные курсы. Но для этого сначала нужно выработать их общую программу, которая позволила бы использовать для решения огласительных задач весь лучший опыт, накопленный в этом деле монастырскими и храмовыми общинами нашей епархии.

 

Диакон Дмитрий Арсентьев

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика