Главная   Новости   Новости за 2006 год:   2006-09-19 Второй ...

Новостная хроника Калужской епархии:

2006-09-19 Второй день Образовательных чтений Центрального федерального округа

19 СЕНТЯБРЯ Второй день Образовательных чтений Центрального федерального округа «Роль учителя в духовно-нравственном развитии общества» продолжился работой по секциям.


Образовательные чтения Центрального федерального округа
«Роль учителя в духовно-нравственном развитии общества»

18-20 сентября 2006 года

Отчет о работе III-ей секции 19 сентября 2006 г.

III-я секция проходила в профессиональном лицее № 36 г. Калуги и была посвящена теме: «Подготовка педагогических кадров в области духовно-нравственного воспитания и образования».

Руководители секций: Игумен Петр (Мещеринов), руководитель школы молодежного служения при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи г. Москвы, Фролов Сергей Михайлович, преподаватель кафедры социологии молодежи социологического факультета МГУ, Игумен Пётр (Пиголь), заведующий информационно-издательским сектором Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, первый проректор Российского православного института Иоанна Богослова.

В ходе работы первого заседания секции прозвучали следующие доклады:

1. Тылкин Владимир Владимирович, заместитель начальника Управления образования г. Калуги. Тема доклада: «Духовно-нравственное воспитание в образовательных учреждениях г. Калуги»;

2. Лаптев Петр Владимирович - директор лицея № 36. Тема доклада: «Презентация МОУ Лицей №36 г. Калуга». В своем докладе Петр Владимирович подробно рассказал о своем учебном заведении, в котором созданы все условия для успешного и плодотворного ведения образовательной деятельности. Со второго класса дети изучают английский язык и информатику. В школе есть свои кружки по народному творчеству, военно-поисковая секция, по спорту, по изучению родного края и многие другие. В школе есть своя газета «Переменка». Внимание уделено и предмету Основы Православной культуры, который уже на протяжении 3 лет проводится преподавателями епархии из прихода в честь святых Жен Мироносиц г. Калуги. Весь доклад Петра Владимировича сопровождался фотоматериалами из жизни лицея №36;

3. «Отношение российской молодежи к Русской Православной Церкви» - доклад научного сотрудника социологического факультета МГУ Тюплина Андрея Алексеевича, в котором были приведены социологические исследования в проблеме отношения молодежи к РПЦ. Одно из исследований показало, что только 8% молодых людей считают себя воцерковленными православными верующими, 55% - это невоцерковленные верующие, 33% - это те, которые положительно относятся к Православию, и только 4% опрошенных отрицательно относятся к Православной Церкви. Опрос проводился во многих регионах страны, и с уверенностью можно говорит, что российская молодежь в своем большинстве не против Православия, а значит и не может быть против существования такого предмета как Основы Православной культуры. Данные других интересных исследований: 53% молодежи считают, что Президент РФ должен быть православным, 75 % молодежи признает Православие основой русской культуры и, наконец, 64% молодых людей считает, что Православие спасает человека от пороков;

4. Игумен Петр (Мещеринов) огласил доклад по теме: «Христианские ценности как основа духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения». Игумен Петр пытался раскрыть истинное понимание таких терминов как Православие и Церковь, указав, что Церковь - не помощница в бытовых нуждах, не патриотическая составляющая культуры, не обрядовая сторона Православия, а та сила, которая определяет нравственность и культуру. Игумен Петр пытался показать несостоятельность Церкви пока еще вступить в систему образования ОПК, критикуя существующие пособия по ОПК и русскому языку изданных для преподавания в 1-ых классах, потому что, как выразился отец Петр: «Тогда мы превращаем Основы Православной культуры в Закон Божий»;

5. Иеромонах Иона (Займовский) - начальник отделения социально-психологической помощи и поддержки детей и молодежи Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи г. Москвы, сделал доклад на тему: «О духовных корнях наркомании и алкоголизма. Пути сотрудничества государства, сообщества и Церкви по профилактике наркомании и алкоголизма в детской и молодежной среде». Отец Иона рассказал о состоянии общества и Церкви, где на сегодняшний день господствуют пороки наркомании, алкоголизма и увлечение азартными играми. Привел примеры недостаточной работы Церкви в помощи наркоманам. И сообщил о работе в своем центре, организованном в виде общины анонимных алкоголиков, где используется западная методика в 12 шагов, которая помогает больным людям обрести не только новый путь в жизни, но и веру в Бога.

6. Фролов Сергей Анатольевич - преподаватель кафедры социологии молодежи социологического факультета МГУ, рассказал о своих выводах в проблеме нравственного состояния современной молодежи в докладе на тему: «Место Православия в жизни современной российской молодежи (по материалам эмпирического исследования)»;

7. Протоиерей Андрей Правдолюбов, священник Рязанской епархии (г. Касимов), поделился своим опытом преподавания ОПК в школе с православным уклоном. Опыт отца Андрея заключался в изложении тех простых православных истин, которые помогают личности избавиться от пороков.

 

На втором заседание секции были сделаны доклады:

1. Богданова Галина Витальевна, председатель Духовно-просветительского центра “Кострома”сделала доклад на тему: “Система духовно-нравственных ценностей и категорий программы “Социокультурные истоки” (г. Кострома);

2. Священник Виталий Рысев, директор епархиальной школы пансиона г. Суздаля  - "Православная школа как часть социального служения Церкви" (Владимирская область) подробно осветил достижения епархиальной школы в деле нравственного воспитания;

3. Макарова Елена Владимировна, зам. директора по учебно-воспитательной работе школы №981 г. Москвы, “О концепции изучения элементов истории русского языка и славянской письменности в современной школе”;

4. Игумен Пётр (Пиголь), заведующий информационно-издательским сектором Синодального Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, первый проректор Российского православного института Иоанна Богослова сделал сообщение по информационной издательской деятельности Церкви (Информационный вестник “Православное образование. Перспективы развития”);

5. Чайкина Валентина Ивановна, завуч по методической работе школы №28 г. Калуги поделилась своими достижениями в области патриотического воспитания раскрыв их в теме: “Роль преподавания родиноведения в духовно-нравственном развитии школьников”;

6. Протоиерей Димитрий Моисеев, преподаватель Калужской духовной семинарии, напомнил присутствующим об огромном значении в деле образования нравственных качеств личности наставника и учителя, который взялся быть детоводителем ко Христу. Его доклад назывался “Значение личности наставника в деле духовного воспитания молодежи”. Отец Димитрий заострил внимание на главном качестве наставника - его горение сердца за ту истину, которую он пытается донести до сердец воспитанников;

7. Аверина Нина Генриховна, учитель начальных классов Палехской начальной школы, огласила доклад на тему: “Духовно-нравственное воспитание. Материалы из опыта работы” (Ивановская область);

8. Священник Иоанн Паюл, преподаватель Калужской духовной семинарии сообщил о православном видении воспитания. Тема доклада:“Православное видение воспитания подрастающего поколения в современных условиях.” В своем слове отец Иоанн горячо отстаивал необходимость незамедлительного введения в школах предмета ОПК;

9. Лукашенкова Жанна Васильевна, учитель истории и православной культуры МОУ СОШ №33 г. Смоленска, прочитала доклад по теме: “Учебно-методический комплекс элективного курса “Пути праведных подобно свету светятся”;

10. Башкирова Елена Витальевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №4 г. Людиново, сообщила о своем опыте преподавания предмета краеведения в теме: “Краеведение – основное средство ценностного отношения к родному краю.”

Заседание секции закончилось совместным обсуждением насущных вопросов и принятием итогового документа.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
«Роль учителя в духовно-нравственном развитии общества»
Калужская область, 18-20 сентября 2006 г.

ДОКЛАД
Е. В. Макаровой
(г. Москва: зам. директора по учебно-воспитательной работе ГОУ «СОШ № 981 г. Москвы»)

«О концепции изучения элементов истории русского языка и славянской письменности в современной школе»

Обогащение содержания обучения духовно-нравственными ценностями является одной из особенностей развития современного образования. Одним из наиболее эффективных путей достижения этой цели является историко-культурологический подход, который понимается как совокупность методических приемов и технологий, используемых для обогащения образовательного процесса достижениями исторической, лингвистической и методической науки и ценностями национальной культуры.

Модернизация современного образования ставит условие необходимости учитывать важность традиций культурного наследия каждого народа для гармоничного развития ребенка и особо подчеркивает роль родного языка. Это положение закреплено в ряде законодательных документов. Так, в конвенции ООН о правах ребенка отмечается, что образование должно быть «направлено на воспитание уважения к… языку…, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает» (ст. 29). Закон об образовании РФ в отдельной статье описывает роль языков, на которых ведется обучение и воспитание, и оставляет право выбора таковых за учредителями образовательного учреждения. Концепция модернизации российского образования до 2010 года подчеркивает, что «многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков» (1.2). Закон «Об общем образовании в городе Москве» от 10 марта 2004 г. № 14 указывает на то, что региональный компонент государственных образовательных стандартов «направлен на развитие и духовно-нравственное становление личности обучающихся, приобщение их к историческому и культурному наследию» (ст.2 пункт 1).

Подобные подходы позволяют решать задачу направленности современного образования на развитие личности с учетом духовно-нравственного содержания мировоззренческих подходов. Опыт российской и советской школы заключает в себе богатейшее количество методов и приемов, сохранение которых является залогом успешности дальнейшего развития образования страны в целом и ее отдельных представителей в частности. В связи с этим одной из актуальных задач образования было и остается усиление роли дисциплин, обеспечивающих духовно-нравственный уровень учащихся, и, прежде всего, русского языка. Углубленное изучение родного языка позволяет решать две удивительным образом пересекающиеся задачи: постижение национального характера языка и его глубинных ценностей, стоящих значительно выше национальных интересов.

Наднациональную сущность языковых явлений неоднократно отмечали многие ученые-философы (А.А. Потебня, С.М. Булгаков, М.М. Бахтин, А.Ф.Лосев и др.). Проблеме постижения национального характера языка уделяли внимание и уделяют многие современные ученые (Е.А. Быстрова, А.Д. Дейкина, Т.К. Донская, М.Р. Львов, С.И. Львова, М.М. Разумовская, Т.М. Пахнова, Л.И. Скворцов, Л.А. Тростенцова, Л.А. Ходякова, Н.М. Шанский и др.). В девяностые годы двадцатого столетия в отечественной методике была провозглашена идея формирования у школьников ценностного взгляда на родной язык как национально-культурный феномен (А.Д. Дейкина).

Рассматривая язык как феномен, можно утверждать, что через освоение языка происходит становление личности, формируется ее ментальный характер (Е.А. Быстрова, Е.М. Верещагин, А.Д. Дейкина, Т.К. Донская, В.К. Журавлев, Ю.Н. Караулов, В.В. Колесов, В.Г. Костомаров, Т.Л. Миронова, Ю.С. Степанов, С.Г. Тер-Минасова, А.Д. Шмелев и др.). Язык на уровне сознания накапливает и хранит представление о мире, в котором протекает жизнь человека, при помощи языка созидается история отдельных личностей и всего человеческого общества (П.И. Бартенев, С.А. Белокуров, А.В. Гусев, Е.В. Душечкина, Г.В. Карпюк, Н.И. Костомаров, и др.).

Изучение взаимосвязи между языком, бытием и сознанием лежит в основе исследований по философии языка и имеет давнюю отечественную традицию (С. Полоцкий, К.С. Аксаков, Ф.Ф. Фортунатов, школа А.А. Потебни, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев). Исходя из системы доказательств бытия слова вне его отношения к человеку и человеческой деятельности (А.Ф. Лосев), необходимо отметить онтологический аспект в изучении современного русского языка, в рамках которого слово в языке осознается как выражение бесконечного в конечном (А. Ф. Лосев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, А.М. Камчатнов, Н.А. Николина). Рассмотрение языка как феномена, ценностное к нему отношение (Е.А. Быстрова, А.Д. Дейкина, Т.К. Донская) предполагает причастность носителя языка к вечным истинам.

Русскому менталитету присуща вера в силу слова, которое, рождаясь глубоко в недрах человеческого сердца, определяет бытийный и сознательный уровни жизни. Мысль, облеченная в словесные покровы, формирует и фиксирует исторический опыт народа, его духовные, нравственные, социальные, художественные и воспитательные идеалы. Через изучение языка можно приобщаться к мировоззрению народа, выходя далеко за пределы схоластического изучения грамматики. Теоретические основы такого подхода к изучению языка разработаны в исследованиях по сравнительно-исторической лексикологии и этимологии (Ф.И. Буслаев, В.В. Виноградов, О.Н. Трубецкой, Н.М. Шанский и др.), лингвострановедческой теории языка (В.Г. Костомаров, Е.М. Верещагин и др.), а также в работах Н.Д Арутюновой, Г. И. Богина, А. Вежбицкой, В.В. Воробьева, Г. Гачева, И.Н. Гореловой, К.Ф. Седовой, Ю. Н. Караулова, Д.С.Лихачева, А.Д. Шмелева, посвященных концепции языкового сознания, языковой личности, ментальных черт русского национального характера и русского национального идеала.

Являясь одними из наиболее глубоко разработанных направлений в науке, исторический и феноменологический подходы, тем не менее, далеко отстоят от практики школьного преподавания. Известные труды многих ученых (Е.С. Истрова, С.Д. Никифоров, В.В. Иванов, З.А Потиха, Н.М. Шанский и др.), к сожалению, используются в работе учителей-практиков только в виде фрагментарных исторических комментариев. Тогда как разработанный отечественными учеными сравнительно-исторический метод изучения (А.Х. Востоков, И.И. Срезневский, Ф.И. Буслаев, Л.И. Поливанов, А.А. Шахматов) предполагал систематическое сопоставительное погружение в тексты различных периодов, внимательное наблюдение за историческими изменениями, выявление особенностей и формулировку обобщений и выводов.

Ученым, наиболее последовательно изложившим подходы к сравнительно-историческому методу изучения родного языка, был Ф.И. Буслаев. Идеи Ф.И. Буслаева были направлены на то, чтобы улучшить преподавание родного языка, вдохнув новую жизнь в существовавшую практику, изменить ее через соединение с богатейшей духовной основой русского языка, отказавшись от подражания западным методикам. Важный вывод Ф.И. Буслаева состоит в том, что для того, чтобы понимать язык современный, необходимо изучать во взаимосвязи все его компоненты. Вот что он писал в середине ХIХ века: «…все происходящее в языке и литературе никогда не умирает для настоящего, а как необходимый элемент входит живительною силою, чудотворно претворяется и остается залогом усовершенствованию для будущего. Современный слог ежеминутно движется, следовательно, учить ему невозможно вне исторического развития»1 (1: Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. М. 1992. с.94.)


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
«Роль учителя в духовно-нравственном развитии общества»
Калужская область, 18-20 сентября 2006 г.

ДОКЛАД
В. И. Чайкиной
(Калужская область: зам. директора по методической работе «МОУ СОШ № 28 г. Калуги»)

«Роль изучения краеведения в духовно-нравственном развитии школьников» 

«Святыни бывают различны, и различна их иерархия. Но бесспорно среди них место России. У кого есть настоящая Родина и чувство ее — тот не нищ», — писал Б. К. Зайцев.

Парадокс, но лишь сегодня, после многих лет своеобразной летаргии, мы вдруг необычайно ясно поняли, как важна роль гражданского, патриотического воспитания школьников. Слава богу, что поняли: а то как бы нам в погоне за западным образом цивилизации (авторитет которого мы, собственно, не отрицаем) не утратить в себе то, что поддерживает наш авторитет, — тот высокий уровень духовной культуры, который создавался нашим народом на протяжении веков. Только бережно охраняя наши духовные ценности, мы сможем создать новое российское государство, достойное уважения и признания во всем мире.

Созданная нашим педагогическим коллективом за последние 15 лет школа родиноведения органически вписалась в процесс воспитания юного российского гражданина. Школьный учитель может и должен дать ребенку возможность более глубокого познания своего родного края и его места в истории Отечества — как правило, родной семье ребенка сегодня не до того. Этой цели гражданственного, по сути, воспитания и подчинены три ступени нашей программы краеведения, которые включают содержание курса краеведения с учетом возрастных особенностей для каждой ступени. Самое интересное в том, что разработка программы и методики внедрения родиноведческого образования для школ нашего города велась в 1995 - 1998 гг., то есть тогда, когда вопросы патриотического воспитания школьников выводились идеологами "новой России" за скобки.

Первая ступень: 1-4 классы. Для этих детей нами разработан и внедрен курс "Народные промыслы Калужского края". Цель курса: введение учащихся в родиноведение. Программа рассчитана на 30 часов в год.

Вторая ступень: 5-9 классы. Здесь введен обязательный предмет "Родиноведение". Программа курса включает следующие разделы: 5-е классы — "Рассказы по истории родного края, города, поселка"; 6-е классы — "История края с древнейших времен по XVII в."; 7-е классы — "Калужский край в XVIII в."; 8-е классы — "Калужская губерния в XIX в."; 9-е классы — "Калужский край в XX в.".

В конце 9-го класса учащиеся сдают экзамен (по выбору), оценка идет в аттестат. Третья ступень: 10-11 классы. Учебный курс — локальное, углубленное изучение родиноведения с элементами научно-исследовательской работы (тема выбирается по усмотрению учителя). Цель курса: дать учащимся глубокие обширные знания по избранной теме, научить их работать с первоисточниками, со специальной литературой в архивах, музеях, библиотеках. Локальный родиноведческий курс вводится за счет факультативных часов.

Попытаемся рассказать об опыте работы углубленного изучения родиноведения на примере одной очень интересной и важной для истории не только нашего края, но и Отечества, темы.

Великое стояние на Угре осенью 1480 г. (названное в русских летописях "Угорщина"), которое ознаменовало собой падение золотоордынского ига на Руси. В школе разработана авторская программа по теме "Угорщина" ("Пояс Богородицы") — интегрированный курс: история-философия-православие-кулътура. В результате работы в отделе рукописей Российкой национальной библиотеки в Санкт-Петербурге, Российской государственной библиотеке, в библиотеках Москвы и Калуги подготовлено учебное пособие по курсу (авторы программы и составители) учебного пособия В. И. Чайкина и Е. В. Чайкин. На основе материала, собранного студентом Калужского педагогического университета им. К. Э. Циолковского, выпускником нашей школы Е. Чайкиным написана книга "Угорщина. Великое стояние на Угре», которая была включена в Федеральную программу книгоиздания России. В ней впервые были напечатаны древнерусские миниатюры из рассказа "О царе Ахмате как приходил на Угру" Шумиловского Лицевого летописного свода XVI в. с описанием миниатюр автором книги. Эта книга стала для нас учебным пособием при изучении Великого стояния на Угре.

В программу по изучению Угорщины нами включены четыре темы:

1. Река Угра — Пояс Богородицы. Пояс Богородицы после Ее Успения остался в Иерусалиме и передавался по преемству. В V в. из Иерусалима он был перенесен в Константинополь. В IХв. Этот Пояс, возложенный на императрицу Зою, супругу императора Льва Философа (886-926гг.),избавил ее от недуга. В честь этого события был установлен праздник Положения Пояса Богородицы — 31 августа (13 сентября по н.с.), который из греческой церкви пришел и к нам на Русь. На Руси чтят Богородицу как заступницу земли русской.

Московский летописный свод свидетельствует: "Тогда же было Преславное чудо Пресвятой Богородицы... Царь Ахмат... побежал никем не гоним от Угры по Литовской земле". Историки называли несколько причин бегства: и надвигавшаяся зима, и отсутствие помощи от литовского короля Казимира, и действия русской рати в тылу Золотой Орды. Но предки наши отступление Ахмата приписывали заступничеству Богородицы: Богородица свой охранительный пояс бросила на реку Угру и помогла русскому народу в борьбе с Ахматом. Именно поэтому в XVI в. автор "Казанского летописца", описывая Великое стояние 1480 г., напишет об Угре: "И могу тоя рещи Пояс Пречистая Богородица, аки град тверд, от поганых, защищающи Русскую землю". Итак, Пояс Богородицы — это символ неприступной черты — крепости, охраняющей землю русскую. В XIX в. наш земляк архимандрит Леонид (Кавелин) объясняя, почему после стояния на Угре реку назвали Поясом Богородицы, писал: "Предки наши, защищая родную землю грудью своею, при том более всего надеялись на помощь небесную".

2. Послание на Угру Ивану III Вассана. архиепископа Ростовского. В том же рассказе "О царе Ахмате..." помещено "Послание на Угру" Ивану III архиепископа ростовского Вассиана. Поводом к написанию "Послания", как определяет сам автор, послужила нерешительность в борьбе с Ахматом. Жизнь Вассиана связана с Калужским краем. Пострижен в монахи Боровского Пафнутьева монастыря, был учеником Пафнутия Боровского, позже" — игумен Троице-Сергиевой Лавры, архимандрит Спасского монастыря, архиепископ Ростовский (с 1468 г.) с пребыванием в Москве.

Архиепископ Вассиан был духовником Ивана III и разделял с великим князем идею централизации Российского государства. Он называет Ивана III "богом венчанным и богом утвержденным". Значит, богом назначено быть ему государем великого единого Российского государства. В "Послании" архиепископ Вассиан использует библейские образы, чтобы убедить Ивана III спасти землю русскую, ее народ православный от злейших врагов, ибо "пастырь добрый" не пожалеет жизнь "за словесное стадо Христовых овец". В "Послании" звучит призыв к освободительной борьбе. Архиепископ Вассиан напоминает великому князю не только о библейских героях, но и о его прародителях — князьях киевских и владимирских, которые грудью стояли за землю русскую: Владимире Святом, Ярославе Мудром, Владимире Мономахе, Александре Невском и, конечно же, Дмитрии Донском.

3. Великое стояние на Угре в русских летописях. Осенью 1480 г. произошло Великое стояние на Угре, которое ознаменовало собой падение золото-ордынского ига на Руси. Изучение этого события основано на сравнительном анализе рассказов об Угорщине в Вологодско-Пермской, Никоновской, Софийской 2-й летописях, Казанском летописце. Использование одновременно текстов четырех различных летописей позволило составить более полный и интересный рассказ о Великом стоянии на Угре.

Ахмат пришел на Угру 8 октября в час дня, хотел перейти реку. Князь Великий Иван Иванович, сын Великого Князя, и Андрей Васильевич Меньшой, брат Великого Князя, крепко стояли против безбожного царя и начали стрелы пускать, из пушек и пищалей стрелять в татар и бились 4 дня. Царь не смог взять берег и отступил от Угры за две версты. Стала зима, и реки все стали, были морозы великие с Дмитрова дня. Напал на татар страх великий, и они побежали, гонимые Божьим гневом. Тогда было чудо Пречистой Богородицы: противники, никем не гонимые, побежали друг от друга. Ахмат бежал И ноября. Приехал князь в Москву из Боровска и похвалил Бога и Пречистую Богородицу, и святых чудотворцев, избавивших землю русскую от поганых. Возрадовались все люди радостью великой. В граде же Богоспасаемом Москве с того времени установили праздновать праздник Пречистой Богородицы и хождение с крестом, 23 июня (6 июля н.с.). А день 12 ноября 1480 г. можно считать первым днем независимости России от золотоордынского ига.

4. Древнерусская миниатюра о стоянии на Угре. Важно рассказать учащимся, что область средневековой миниатюры до сих пор недостаточно изучена. Но древнерусские миниатюристы не только отражали текст летописи, но и дополняли и обобщали его средствами изобразительного искусства.

В миниатюрах рассказа "О царе Ахмате..." настолько достоверно передано напряжение боя, что, глядя на них, начинаешь сомневаться в том, что Угорщина — это стояние на реке Угре. К батальным сценам больше подходит название великое сражение на Угре. Если текст об этих битвах скуп, то гораздо содержательней о них свидетельствует миниатюра. Преимущество русского войска неоспоримо: оно многочисленно, а главное, вооружено огнестрельным оружием, которого не было у татар. Река на нескольких рисунках является одним из главных действующих лиц. Она разделяет между собой не только два враждебных войска, но является границей между государствами — Русью и Литвой.

Учащиеся нашей школы не только сами изучают летописи и миниатюры по "Угорщине". Они проводят большую работу по популяризации Великого стояния на Угре через выдающиеся памятники древнерусской истории и литературы. Учащимися была оформлена передвижная выставка фотокопий древнерусской миниатюры (31 шт.), каждая копия миниатюры (60 х 35 см) помещена в рамку. Текст рассказа "О царе Ахмате..." учащиеся читают на древнерусском языке. Текст помещен под миниатюрой. Далее учащиеся на современном русском описывают ее. Наши "экскурсии" по данной миниатюре пользуются успехом как в аудитории школьников, так и взрослых. Учащиеся проводили экскурсии в Калужском областном краеведческом музее, школах города и области, библиотеках, принимали участие во Всероссийском дне славянской письменности. С темами по "Угорщине" учащиеся нашей школы неоднократно принимали участие в научных чтениях памяти А. Л. Чижевского в Калуге, во Всероссийской научной конференции в Обнинске, где их ты были признаны лучшими в секциях "История», "Историческое краеведение", они становились лауреатами и получали грамоты Министерства образования РФ.

Конечно, все эти достижения нам приятны, но не это самое важное. Главное в том, что изучая древнерусские летописи и миниатюры, наши учащиеся прикасаются и умом, и сердцем, и душой к святым истокам нашей седой древней Руси. Самая большая награда за эту работу для учителя в следующих отзывах учащихся: "Я настолько полюбила мир древней миниатюры, что он теперь всю жизнь будет со мной; "Историю Древней Руси я лучше всего осознал и почувствовал не в учебниках, а через древнерусскую летопись и миниатюру".

Оглядываясь назад, на прошедшие 35 лет моей работы в школе, могу уверенно сказать: к сожалению, учителя уже достаточно "потрудились" , того, чтобы обезличить нашу историю и культуру, выхолостить из нее православную основу — такие были времена. Пора остановиться и начать восстанавливать то, что нами утрачено.

Наш замечательный земляк архимандрит Леонид (Кавелин) писал в XIX в.: "О пошли им милосердие, Боже, отрезвиться вовремя и осознать, что жить без истинного идеала — невозможно!" Это в полной мере относится и к началу века двадцать первого.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
«Роль учителя в духовно-нравственном развитии общества»
Калужская область, 18-20 сентября 2006 г.

ДОКЛАД
иерея Иоанна Паюла
(Калужская епархия РПЦ: благочинный 5-го округа (г. Калуга), клирик Свято-Никольского храма в г. Калуге, преподаватель Калужской духовной семинарии)

«Православное видение воспитания подрастающего поколения в современных условиях»

Проблема воспитания подрастающего поколения всегда была актуальной. Еще более злободневной она стала теперь. Целые поколения людей в XX веке оказались оторваны от Бога, Церкви, что привело к духовной пустоте. Казалось бы, что сегодня есть все условия для духовного становления личности: открываются храмы, возрождаются монастыри, делается все, чтобы человек обрел утраченное общение с Богом. Но с другой стороны современный мир предлагает и навязывает греховный образ жизни в различных своих проявлениях и неопытная душа, увлекаясь обманчивым блеском страстей, оказывается на краю духовной погибели. Сегодня, многие моральные принципы высмеиваются, и открыто культивируется грех, который преподносится как норма жизни. Жизнь сегодняшней молодежи является трагичной, поскольку теряет смысл в такой духовной пустоте. Зачем и ради чего жить? Какой смысл жизни? Порой на эти вопросы теряются дать ответ не только подростки, но и их родители.

По учению Православной Церкви, человек есть высшее творение Божие, созданное по образу и подобию Самого Творца. Как богоподобное существо, человек «разумен, словесен, и духовен». Но, это «богообразие», человек призван не только хранить, но совершенствовать и развивать. Отсюда становится ясным, что человек не создан статичным существом: «он создан для высшего и большего, он призван, перерасти самого себя, стать богоподобной личностью». Уподобление Богу, обожение человека, преображение его в «Богочеловека» - является подлинной целью и смыслом человеческой жизни на земле. Человек становится тем, кем он должен стать, только при условии троичного единства: с Богом, с ближним и Божьим миром.

Нам должно быть понятно, что истоком нынешнего духовно – нравственного разложения молодежи является мировоззренческая дезориентация народа, имеющая своей причиной разрушение его традиционных ценностей. Мы являемся свидетелями пропаганды свободы, от каких – либо ограничений, запретов, норм, и в итоге от нравственных ценностей и моральных правил.

Семья

Очень важным фактором в воспитании молодежи является семья. От родителей во многом зависит, какие ценности будут преобладать, какие нравственные нормы поведения она получит.

Сегодня ведется сильная пропаганда, направленная на разрушение семьи. Нас призывают снисходительно относится к супружеским изменам. К чему это приводит? К повсеместному явлению неполной семьи. В нашей стране заключается три брака, из которых два распадаются. Нужно помнить, что от этого в первую очередь страдают дети. Катастрофически растет безотцовщина. Немаловажную роль в этом вопросе играет Международная Федерация Планирования Семьи. Она пытается уничтожить истинное понятие семьи. Традиционное понятие «семья», по ее мнению, несет в себе нечто устрашающее, «так как ставит личность в определенные жесткие рамки».

Такая идеология дает «хорошую» в кавычках почву для возрастания страстей. В понятии современного человека семья в большинстве своем воспринимается, как средство к удовлетворению своих потребностей и удовольствий. Это приводит к нежеланию между супругами жертвовать, любить, уступать, а только к стремлению служить лишь животным инстинктам. Если человек не научился любви, самопожертвованию в семье, то он и не сможет полюбить свое Отечество, свою Родину.

Одна из самых главнейших болезней семьи – это аборты. В России семь из десяти беременностей кончаются абортами. И это пропагандируется, как нормальное явление, или вернее нам хотят это так преподнести, выдать черное за белое. А ведь убийство невинного ребенка – это страшная рана душе матери и тяжкий грех перед Богом. С этим часто приходится сталкиваться на исповеди.

Появился и новый фактор разрушения семьи – сектантство. Очень многие тоталитарные секты воюют против семей. Потому что пока человек живет в семье, живет проблемами близких людей, его трудно зомбировать. Только оторвав человека от семьи, можно начинать манипулировать им, оказывать на него влияние. Приверженцы тоталитарных сект отрываются от своих родовых корней, от своего народа, от своей истории и культуры. Они лишены чувства патриотизма и нравственно деградируют, наблюдается поразительно быстрая перемена личности. Это ведет к острым социальным и семейным проблемам. Следует заметить, что процент попавших в секты детей из церковных семей ничтожно мал.

По учению Православной Церкви каждый рожденный ребенок заражен грехом и поэтому задача родителей не только состоит в том, чтобы дать образование, но и в том, чтобы с детства научить его бороться с грехом. Это могут привить только те родители, которые сами осознали свою греховность и начали бороться с ней. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни отца и матери; тем насколько родители сами могли показать своему чаду добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.

Мы должны со всей серьезностью признать, что какие мы, такими же будут и наши дети. Мировоззрение молодых и их отношение к жизни во многом зависит от того, в каком окружении они находятся, какой уклад жизни поддерживается в их семьях. В большинстве своем родители стали сегодня меньше уделять внимания своим детям, отдав их на воспитание школе и улице. Святитель Филарет Московский писал: «Дети, забытые родителями во время воспитания, взаимно забывают их после воспитания». Часто родители недоумевают, почему ребенок, повзрослев, не желает их слушать? Да потому, что вся жизнь родителей была прямо противоположной той, о которой они говорили своему ребенку. Ребенок чувствует эту фальшь, и не желает с ней мириться, протестует. Семья должна являться школой любви и самопожертвования. Как отмечал известный философ И.А. Ильин: «Семья является первичным лоном человеческой культуры. Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями». Семья невидимой нитью связывает поколения и передает отечественные, культурные, духовные и национальные традиции. В семье для ребенка начинается Родина. Здоровая православная семья обладает труднейшим искусством формирования подлинной свободы и дисциплины. Именно в такой семье ребенок с ранних лет научается отвергать грех. Подлинное христианское понимание свободы это как раз освобождение человека от греха. « В нынешнем образе мира, - писал Достоевский, - полагают свободу в разнузданности, тогда как настоящая свобода - лишь в одолении себя и воли своей, так чтобы под конец достигнуть такого нравственного состояния, чтоб всегда во всякий момент быть самому себе настоящим хозяином. А разнузданность желаний ведет лишь к рабству вашему». Духовно – нравственная свобода - это способность видеть добро и зло, выбирать между добром и злом и решимость творить добро.

В воспитании молодежи, семья не может быть заменена ни каким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становления детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо».

По мнению Святителя Феофана Затворника: «Детство – это время закваски, которая во многом будет определять будущие поступки человека». Именно православные семьи, где культивируется добродетель, смогут предотвратить молодежь от очень многих трагедий, свидетелями которых мы не раз становились.

Школа

 Другим важнейшим фактором воспитания молодежи является школа. Она сегодня почти не уделяет внимания воспитанию детей. Главная цель – дать наибольшую сумму знаний, порой в ущерб тем немногим предметам, которые направлены на духовно – нравственное воспитание человека. А ведь само слово – образование, предполагает раскрытие в человеке образа Божия.

У нас давно ведутся споры – вводить или не вводить «Основы православной культуры» в школах. Слава Богу, у нас в области издан указ, разрешающий вводить данный предмет. И даже малый живой опыт учителей, которые преподают этот предмет, убеждает в том, что мы должны дать возможность детям изучать православную культуру. Еще предстоит большая работа, которая должна быть направлена на то, чтобы школы, прежде всего директорский корпус приняли этот предмет. Надо заметить, что родители и школьники в большинстве своем хотят изучать «ОПК». Конечно, преподавание данного предмета не решит всех проблем духовно – нравственного воспитания, но позволит ученику хотя бы узнать о своей культуре, традиции, о духовном пути своего народа. Задача педагога заложить в души учеников высокие нравственные принципы, обладая которыми учащийся сможет противостоять тем соблазнам и порокам, которые его окружают.

Ссылаясь на результаты проведенного опроса молодежи в Санкт – Петербурге, можно сказать, что 78% считают себя религиозными людьми, но не имеют представления о грехе и его последствиях. Нравственные нормы у них размыты. Почему? Потому что, являясь, по традиции христианами они нигде не смогли получить знания о том, кто такой христианин, и какие идеалы христианской святости имеются у нас на Руси.

Атеизм и связанные с ним светские представления о науке и морали, образе жизни до сих пор остаются идеологическим основанием действующих в России образовательных программ. Православный человек вынужден выбирать между авторитетами семьи и школы: дома ему говорят, что мир и человек созданы Богом, что Библия описывает реальные события и чудеса, но в школе его учат дарвинистской теории, попутно именуя Священное Писание собранием мифов. Эти противоречия доходят до крайности: дома верующие родители говорят своему ребенку, что блуд – это грех, а в школе учат, что это отправление естественных потребностей организма.

Всегда основой русской педагогики было воспитание на примере христианских идеалов. Как отметил Ф. М. Достоевский: «Идеалы русского народа сильны и святы, они то и спасли его в века мучений. Они срослись с его душой и наградили ее навеки честностью, искренностью и широким всеоткрытым умом. Исторические идеалы русского народа – это Александр Невский и преподобный Сергий Радонежский, Тихон Задонский, Дмитрий Донской, Серафим Саровский и Амвросий Оптинский».

Но чтобы заложить в души учеников высокие принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах, иначе деятельность его будет бесплодна.

Только объединение сил семьи, школы и СМИ смогут переломить ситуацию, и позволить молодому поколению прикоснутся, и открыть для себя примеры духовного опыта и красоты великих православных людей нашего Отечества и сделать его частью своей собственной жизни.


Образовательные чтения Центрального федерального округа
«Роль учителя в духовно-нравственном развитии общества»
18-20 сентября 2006 года
 

Отчет о работе IV-ой секции 19 сентября 2006 г.

В г. Обнинске в «Доме Ученых» прошло заседание IV-ой секции. Для обсуждения была предложена тема: «Общественно-государственная поддержка педагогических коллективов в культурно-просветительской, духовно-нравственной и историко-краеведческой работе с молодежью».

Секция открылась концертом Муниципального хора города Обнинска «Партес».

Секцией руководили: митрополит Калужский и Боровский Климент, Белогубова М.Н., зам. начальника Департамента аппарата полномочного представителя президента РФ в Центральном Федеральном округе, а также Гиль С.С., заведующий кафедрой РГСУ.

В своем приветственном слове к участникам секции митрополит Климент указал на значимость обсуждаемой темы, поскольку в настоящее время Государственные органы готовы предоставить свою помощь в деле духовно-нравственного просвещения молодежи. В свою очередь образовательные учреждения должны создавать программы, которые необходимо воплощать в жизнь при поддержке Государства.

Митрополит Климент напомнил, что в 90-е годы, учительство понималось во многом не правильно. Педагоги имели другое воспитание и, учась по одним учебникам, не смогли правильно адаптироваться к новым условиям. Возникло искаженное понимание демократии, свободы. Нельзя не заметить тот факт, что роль учителя в формировании школьника занимает не последнее место. Именно в школе ребенок проводит большую часть своего времени, там он заводит себе друзей, там он находит для себя личностных авторитетов, которыми являются подчас и учителя. В заключении своей речи митрополит Климент пожелал всем докладчикам и участникам плодотворной работы. На заседании секции приветственное слово произнес также мэр города Обнинска Шубин Н.Е. В своем слове Николай Евгеньевич рассказал о состоянии дел в Обнинске, о недавнем праздновании 50-летия города. «Несмотря на материальные достижения, главным вопросом для нас остается забота о подрастающем поколении», - отметил мэр Обнинска.

Далее в течение работы секции было заслушано много интересных докладов. Их актуальность и значимость усиливалось тем, что их произносили учителя разных уровней образовательной системы из семи областей центрального региона. Наиболее интересными можно назвать доклады Марьенко Е.Н., которая работает в Смоленской области с детьми с ограниченными возможностями; Петрихиной Г.Г., преподавателя истории из Владимирской области; Лебедевой О.В. из Костромы, рассказавшая о роли искусства в воспитании миролюбия у школьников; Кобец А.К. директора лицея «Держава» и многие многие другие. Некоторые мысли для составления итогового документа в своем выступлении высказал Гиль С.С. Заключением работы секции стало принятие итогового документа.

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика