Новостная хроника Калужской епархии:

2006-11-12

10-12 НОЯБРЯ 10 ноября 2006 г. в Калуге открылся международный церковно-общественный форум, посвященный Сербии.

Форум «Братская Сербия: история и современность» был проведен Калужским православным молодёжным движением по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента, Управляющего делами Московской Патриархии, и епископа Рашко-Призренского и Косово-Метохийского Артемия.

Мероприятие осуществлено при организационной и финансовой поддержке администрации Калужской области и Министерства образования, культуры и спорта Калужской области. Основные цели и задачи форума: укрепление братских отношений России и Сербии, обсуждение проблем, связанных с современным положением Православия в крае Косово и привлечение внимания к этой теме российской молодежи.

Форум проходил 10–12 ноября 2006 года в Калуге, в концертном зале им. С. И. Танеева. В нем приняли участие духовенство Русской и Сербской Православных Церквей, российские государственные деятели - депутаты Государственной Думы РФ Н.Л. Нарочницкая и С.Н. Бабурин, ученые, деятели культуры и искусства, преподаватели и студенты российских и сербских вузов. В рамках форума были запланированы научно-практическая конференция по следующим направлениям: «Сербия: историко-культурное наследие», «Косово - сербская Голгофа», «Единство братских народов», а также фотовыставка, презентация книги Натальи Батраевой «Косово - сербская Голгофа», показ документальных тематических видеофильмов и концерт, посвящённый русско-сербской дружбе.

Мероприятия открылись приветственным словом архиепископа Людиновского Георгия, викария Калужской епархии. С приветствием выступили также заместитель губернатора Калужской области Е.Л. Кениг, президент группы компаний «Андреевский флаг» А.В. Мельник, временный поверенный в делах Посольства Сербии в России Е. Куряк, а также доктор филологических наук И. Антанасиевич, рассказавшая о фальсификациях, к которым прибегали представители западных СМИ в вопросах, касающихся количества жертв среди косовского населения.

Во второй день форума были выслушаны доклады, подготовленные участниками форума. Первый заместитель председателя исследовательского фонда «Межвузовская ассоциация молодых историков-филологов» А.С. Мельков прочитал доклад на тему «Святитель Савва Сербский». Председатель Общества русско-сербской дружбы И.М. Числов рассказал о значении для Православия трудов святителя Николая (Велемировича), о трудностях, с которыми сталкиваются переводчики его сочинений на русский язык.

Доклад монахини Ксении (Абашкиной) был посвящен истории сербской иконописи. Игумен Петр (Улемек), настоятель монастыря Джорджеви Ступови (Сербия) рассказал собравшимся о современном положении Сербской Православной Церкви в Косове и Метохии. Собравшимся был представлен фильм о страданиях сербов в одном из косовских сел. Калужский исследователь М. Чуканов рассказал в своем докладе о национальной концепции коммунистического правительства Югославии по национальному вопросу.

С интересом был заслушан доклад преподавателя Калужской духовной семинарии иерея Василия Петрова, который рассказал о российских и сербских традициях исихазма.

Сотрудник Отдела внешних церковных связей, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета А.А. Кострюков в своем докладе осветил взаимоотношения Сербской Патриархии с Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви в Сремских Карловцах.

Преподаватель Московской Духовной семинарии Ю.В. Максимов посвятил свой доклад проблемам церковного положения в Республике Македонии.

Доклад старшего преподавателя Одесского национального университета А.В. Гайдаровой был посвящен «Русскому дому» (ныне Российскому центру науки и культуры) в Белграде, на протяжении десятилетий объединявшему наших соотечественников на Балканах и не утратившего своего значения поныне.

Иеромонах Петр (Драгойлович) из Цетинского монастыря Рождества Богородицы рассказал в своем докладе об истории сербского народа, подробно остановившись на малоизвестных фактах из истории взаимоотношений между Россией и Сербией.

Н. Танасич (Белградский университет) в своем выступлении изложил свою точку зрения на перспективы взаимоотношений между Россией и Сербией в ХХI веке.

В день закрытия форума его участники посетили Оптину пустынь, где приняли участие в молебне о мире на Косовской земле. Форум завершился праздничным концертом юношеского хора Свято-Владимирского собора г. Санкт-Петербурга. Участники форума выработали резолюцию.


«Правда о геноциде православных сербов звучала в выступлениях
на международном форуме «Братская Сербия: история и современность»

Город Калуга, 10-12 ноября 2006 года.

Распятое Косово. Сначала – бомбежки, причины – потом!

Форум получился небольшим по количеству участников, но масштабным по тем вопросам, что ставились на нем. Он не был призван решить какие-то проблемы, но прежде всего, по признанию участников и особенно сербов, – пробить брешь в информационной блокаде, которой до сих пор окружаются события, в частности, положение православных в Сербии, Косово и Метохии.

Точнее говоря, информация оттуда поступает, но строго дозированная и под углом зрения, выгодным только определенным политическим и духовным силам в мире, прежде всего – в США. Объективной ее никак не назовешь.

Помните, сколько кричали всякого рода правозащитники и их заокеанские хозяева о якобы имевшем место геноциде, т. е. поголовном истреблении албанцев сербами?

Но с первых же кадров фотовыставки “Косово. Сербская Голгофа”, развернутой в фойе концертного зала Калужского музыкального училища имени Танеева, где проходил 1-й день работы форума, можно было убедиться в совершенно обратном. Две контртемы били здесь в набат: тема горя, военного и бандитского насилия над древним сербским народом, и тема стойкости его духа и всепобеждающей веры в Бога, в Его помощь и милосердие. На одних снимках я видел разрушенные храмы, монастырские стены под сомнительной защитой “миротворческих” танков, горе людей, потерявших близких в натовской бомбежках 1999 года, на других – первое венчание в стенах или, точнее, на месте взорванной албанцами православной церкви XIV века, первый восстановленный после бомбардировок храм... Эти фотоработы жительницы Краснодара Натальи Батраевой никого не оставили равнодушным.

Даже идея проведения форума родилась после того, как член православного молодежного движения калужанка Ольга Привалова познакомилась с книгой фотохудожницы, вышедшей под тем же названием, что и выставка.

Ольга Привалова: Сначала у меня была любовь к Сербии и к сербам. А поскольку любовь должна быть деятельной, то получился вот такой форум, как такой вот плод деятельной любви к сербской культуре и истории.

Моя подруга Наталья Батраева съездила в Косово, сделала ряд фоторабот. Она сформулировала идею этого форума. Я предложила привлечь Калужское православное молодежное движение. Она мое предложение поддержала, и мы все это организовали.

– Как удалось пригласить людей, найти их в другой стране?

– Со студентом Белградского университета Николой Танасичем мы были знакомы по Интернету, а с клириком Сербской Православной Церкви игуменом Петром (Улемеком) была знакома монахиня Ксения (Абашкина), живущая при Оптиной пустыни. В общем, свою роль сыграли дружеские связи.

– Кто оказал финансовую и административную помощь?

– Нам оказали помощь московская группа компаний “Андреевский флаг”, калужские предприятия – завод “Тайфун”, хлебокомбинат, “Химофарм” (г. Обнинск), а в организационном плане – Калужское областное министерство образования, культуры и спорта. И, конечно, немалую помощь в виде благословения и решения некоторых оргвопросов мы получили от митрополита Калужского и Боровского Климента.

Уже в первый день можно было сказать, что форум удался. Факты и цифры, о которых говорилось на нем, были способны повергнуть в ужас человека даже со стальными нервами. Прозвучавший на открытии доклад преподавателя русской литературы в университете сербского города Ниш, доктора филологических наук Ирины Антанасиевич “Косово: жертвы реальные и виртуальные” произвел на калужан ошеломляющее и гнетущее впечатление. Из-за трагичности и уникальности содержащейся в выступлении информации, я привожу его здесь почти полностью.

По словам Ирины, информационно-психологическая подготовка к вооруженному вмешательству НАТО в Косово, с целью его отторжения от Сербии и дальнейшего предоставления независимости этой территории, началась задолго до мартовских бомбежек 1999 года. Подготовка была плановая, поэтапная и имела свою стратегию и тактику.

На первом этапе планировалось дискредитировать в глазах международной общественности Югославию и ее президента. С этой целью в СМИ, когда речь шла о сербах, как о народе, о них распространялась крайне негативная, предвзятая информация. С другой стороны, военная агрессия НАТО преподносилась как гуманная акция, предпринятая для спасения косовских албанцев от кровожадных варваров-сербов и безопасного возвращения их к родным очагам.

Ирина Антанасиевич: Интересно, что вторая причина натовской агрессии появилась не до, а во время самих бомбардировок. Она явно пристегнута искусственно. Факты же свидетельствуют о том, что албанцы начали стихийно покидать свои дома, спасаясь именно от натовской бомбежки, или если их вынуждали к этому активные действия Освободительной армии Косово (ОАК).

Так же стихийно, спасаясь от бомбежки и надвигающихся военных действий из Косова в Сербию бежали и сербы. Но об этом западная пропаганда молчала, и никто не говорил: “Нужно сербов вернуть в их дома”.

Когда в начале апреля стихийные перемещения албанцев стали массовыми, Запад понял, что может сыграть на этой карте, и продолжить до бесконечности бомбежки, которые уже начали вызывать протест у мировой общественности. Опять-таки НАТО оправдывало свои действия стремлением вернуть албанцев домой.

При этом мало кто знает, что массовый исход албанцев предваряли сброшенные с воздуха листовки с призывами албанских лидеров, требовавшими от своего народа покинуть территорию Косова и Метохии и тем самым создать видимость геноцида. Добровольным исход албанцев был почти на всей территории Косова, за исключением зон военных столкновений. Причем удерживать своих соплеменников в таких зонах выгодно было именно албанцам, которым это давало возможность манипулировать жертвами среди гражданского населения.

Вернемся к обвинению сербов в геноциде албанцев, доминировавшему в западных СМИ весь 1998 год. Одно за другим появлялись сообщения о неоправданной жестокости сербов. Информации же, свидетельствующей о том, что 1998 год – год жестокого террористического давления организованных банд на государство, не было. А ведь с первого января по 31 декабря на территории Косова, которая даже меньше Калужской области, произошло 1129 террористических нападений, убито 115 работников МВД, 216 тяжело ранено, 187 – легко, 15 пропали без вести.

Так же печальна статистика среди гражданского населения: 173 человека убиты, 158 тяжело ранены, 178 – легко, пропало без вести 292 человека.

Вот село Обтаруша. Оно подверглось нападению банд ОАК и удерживалось ими длительное время. Целое село! Это уже не просто спорадические вылазки террористов были! В 1998 году (мирный год, довоенный!) банды ОАК захватили и целый месяц удерживали город Орахово. СМИ западные об этом молчали, и правозащитникам не икнулось.

Мало кто знает, что консолидация албанского народа достигалась кровью, шантажом и рэкетом самого албанского народа. Каждый албанец должен был платить налог за свободное Косово. Цены были от ста марок до десяти тысяч марок. Если албанец не платил, то он считался лояльным по отношению к Сербии, и его приравнивали к сербам. Пропорция 1998 (мирного!) года такова: убито 77 албанцев и 89 сербов. Пропали без вести 173 серба и 100 албанцев.

В данной ситуации государство просто обязано было защищать своих граждан. Но при любой попытке защитить народ от террора подымался гвалт. Более того, сами албанцы шли на сознательные жертвы, искусственно создавая героические ситуации и своих героев. В конце 1998 года сербы были обвинены в убийстве мирного населения – женщин и детей, – в селе Прекоза. Да, сербы провели зачистку в этом селе, поскольку имели информацию о том, что там скрывается вождь треничской террористической группировки Адам Яшари. Сведения же сербские полицейские получили через своих информаторов в ОАК. Дело в том, что руководство ОАК решило разменять Яшари как пешку. Им нужна была крупная жертва и повод, чтобы потребовать введения в Косово миссии ОБСЕ. Поэтому Яшари и оказался в Прекозе с небольшой группой боевиков, но в окружении большого числа жителей села, которых Яшари, борясь за свою жизнь, использовал как живой щит. Сербские полицейские силы получили совсем другую информацию, что вся треничская группировка находится там. СМИ запестрели фотографиями убитых детей, ОБСЕ появилась на Косово.

ОБСЕ занималась поставкой оправданий для бомбежки. А непосредственным поводом для нее стал случай в селе Рачек. По заявлению сотрудника миссии ОБСЕ американца Уокера, сербские правительственные войска учинили кровавую расправу над албанцами. И буквально на второй день появилось слово “резня”. Русские представители миссии ОБСЕ, побывавшие до приезда Уокера в Рачеке и сопровождавшие его на следующий день, заявили что убитые – это боевики, переодетые в штатское и перенесенные в овраг. В предыдущий день их было 15 человек, а за сутки вдруг стало 45. За эти заявления сотрудники ОБСЕ были отстранены от работы. Но все-таки Запад признал свою ложь.

Ирина Антанасиевич: “Берлинер Цайтунг” 13 марта 1999 года, за десять дней до начала бомбежки сообщает: “Высокопоставленные европейские сотрудники ОБСЕ располагают данными, что найденные в середине января в косовской деревне Рачек 45 албанцев не являются жертвами сербской резни гражданского населения. В своем кругу, говорят в ОБСЕ, уже давно исходят из того, что это была инсценировка албанской стороны”. Но истина никого не интересует. Повод найден, Югославию бомбили.

 

Раздутая катастрофа.

НАТО сознательно преувеличивало масштабы гуманитарной катастрофы в Косово. Западные газеты подняли истерию из-за якобы полумиллиона албанцев, пропавших без вести и, возможно, казненных сербами. Уже после начала бомбежек генсек ООН Хавьер Салана, выступая на Би-Би-Си, заявил, что в Косово невозможно найти албанских мужчин в возрасте от 30 до 60 лет и сказал, что когда войска НАТО войдут на территорию Югославии, то найдут кровавые сцены, перед которыми поблекнет трагедия пораженной гражданской войной африканской Руанды. Но после того, как “миротворцы” из альянса не нашли в Косово сцен, даже отдаленно напоминающих руандийские, начался новый виток лжи. Теперь – чтобы прикрыть явный провал пропагандистской кампании.

Ирина Антанасиевич: Число ожидаемых албанских жертв начинает таять. Бернар Кушнер в рапорте ООН за второе августа написал об ожидаемых 11 тысячах телах в массовых гробницах. Уже не сотни тысяч, но тоже солидная цифра. Тогда же Дэвид Шеффер официально объявляет о выделении 8 с половиной миллионов долларов в фонд трибунала для экспертизы в Косово и называет предполагаемые “поля смерти”, т. е., возможные места массовых захоронений албанцев: Рачек, Белая Церковь, Великая и Малая Круша, Джаковица, Церколез, Клина и Избица.

Эти места были тщательно исследованы. И нашли. В Клине предполагалось найти гробницу с 350 телами албанцев. Там шли интенсивные бои между сербской армией и ОАК. Нашли семь человек. В Церколезе – вместо 89 нашли троих. В Требче ожидали найти 1000 трупов. Гаага вынуждена была официально признать, что там не было найдено ни одного албанца.

Председатель Гаагского трибунала Карла дель Понте: “Многие эксперты признают, что среди жертв в албанских массовых гробницах есть сербы и люди-жертвы НАТО-бомбежки”.

Главный эксперт бригады испанских патологоанатомов Хуан Лопез Полафокс: “Геноцида не было. Речь идет о жертвах войны”. Испанцы на десяти локациях нашли 187 тел. Многие из них не похоронены массово, а индивидуально, с учетом ориентации тела по направлению к Мекке. То есть, так, как хоронят по мусульманским обычаям.

И совсем иная ситуация с телами сербов.

Ирина Антанасиевич: Информация о жертвах есть – в рапортах миротворческих сил KFOR, НАТО, но в СМИ, которые формируют общественное мнение, они не попадают. В тех местах, где ожидались албанские гробницы, начали находить сербские захоронения. Например, 39 сербов, тела которых найдены в Районежском Езере. 150 – на кладбище в Суларека, 60 – на Драгадане 2, в Приштине (между ними восемь младенцев до года). Все переданы семьям, все индентифицированы на основе ДНК, а не по внешним данным или по высказываниям родственников. Ни одна жертва не находилась в индивидуальной гробнице, а в мешках по два-три человека. Это данные комиссии ООН. Эти случаи – “чистые”, которые признают даже дотошные, когда речь идет о сербских жертвах, миротворческие силы. Таких “чистых” случаев с сербской стороны – 936. Сербы говорят еще о 800 сербских жертвах, найденных, но не прошедших экспертизу.

Конечно, данные о сербских жертвах поражают. И невольно возникает вопрос, а кто же на самом деле виновен в косовской трагедии? Позицию Сербской Православной Церкви в интервью нам выразил исполняющий обязанности настоятеля монастыря Зочиште, что недалеко от косовского города Призрен, игумен Петр (умелек):

– Архиепископ Артемий Рашско-Призренский, в епархию которого входит Косово и Метохия, уже выдвинул обвинение против четырех европейских стран-членов НАТО, которые участвовали в агрессии 1999 года, – это Англия, Франция, Германия, Италия. Нужно добавить в этот список и США. Но Собор Сербской Православной Церкви потом был вынужден снять обвинения в адрес европейцев, поскольку военнослужащие этих стран оказывают сейчас некоторую помощь сербам в Косове, служат гарантом защиты сербских святынь. А с Америки эти обвинения не сняты.

“Метох” – монастырское владение
или
В Косово неверующих нет.

 Косово и Метохию смело можно назвать краем монастырей и храмов, духовным и историческим сердцем Сербии. Эта земля является православной еще с III века. Именно тут находится знаменитое Косово поле, на котором в том же столетии, что и наши прадеды на Куликовом поле, сражались сербы за свою свободу против полчищ турок-осман. Тут стоит духовный центр Сербской Православной Церкви – Печская Патриархия и множество других древнейших обителей и церквей с глубоко почитаемыми в народе святынями. И все этой сейчас подвергается осквернению и разорению. Многие мощи святых, например, почивавшие до 1999 года в Косово, из-за опасности надругательства ныне находятся в изгнании – либо в центральной Сербии, либо в соседней православной Болгарии...

Игумен Петр (Умелек) свидетельствовал на форуме о том, как сейчас православные косовцы живут под страхом внезапной смерти от рук бандитов и их заокеанских покровителей:

– Не знаю, когда было легче: в 1999 ли году, когда “Милосердный Ангел” махал своими стальными крыльями над нашей косовской землей, или в 2000 году, когда продолжались эти страдания сербского народа, или же 17 марта 2004 года, когда многие помыслили, что самое страшное уже позади и что вот-вот будет восстановлен мир и порядок, и когда в течение двух дней были перебиты десятки сербов, сотни ранены, тысячи изгнаны. Около тысячи сербских домов были тогда уничтожены, разрушены 35 храмов и монастырей. Не легче и сейчас, когда мы не знаем, раздастся ли взрыв гранаты, или автоматная очередь...

Сербии нужна помощь всего православного мира, убеждена наша соотечественница, побывавшая в Косово, – иконописец монахиня Ксения (Абашкина).

– В каком состоянии сейчас находится сербская и косовская иконопись?

Монахиня Ксения: К сожалению, когда государство занято войной, то ему некогда заниматься искусством. Нужно спасать людей, а на такие, казалось бы мелочи, как спасение памятников истории и архитектуры, уже не хватает ни времени, ни сил.

Росписи и иконы нуждаются в спасении. И тут прежде всего нужно приложить усилия всех людей, особенно ЮНЕСКО, потому что требуется очень профессиональная реставрация фресок, требуются художники, которые разбираются в стилях иконописи, потому что очень большие утраты идут... Необходимы консервация, фотографирование иконописи. Даже установка лесов в храмах стоит очень больших денег.

Люди из других стран, живущие в мирном состоянии и желающие сохранить это уникальное духовное наследие, должны позаботиться о том, чтобы создавать книги с изображениями косовских икон, размещать в Интернете фото росписей и тому подобное... Иконописцы со всего православного мира учатся на этих фресках и иконах, которых мы можем лишиться в один прекрасный момент. Всем известно, что в ходе бомбардировки 18 марта 1999 года пострадали храмы и фрески XIV века.

– Вы знаете, сколько монастырей и храмов было разрушено во время бомбежки?

– Есть журнал “Распятое Косово”, в котором указано, что 115 храмов разрушено только на территории Косова и Метохии, которая меньше, чем Калужская область. А всего там официально зарегистрировано 162 памятника культуры и истории. Там работает ЮНЕСКО, но что может сделать культурная организация, если военные силы ей не помогают? Старается что-то сделать, но нет ни специалистов подходящих, ни больших денег.

– Когда Вы ездили по Косово и видели своими глазами разрушенные и восстанавливающиеся монастыри, что Вы чувствовали в своем сердце?

– Это то же, что видеть своих родных и близких убитыми или лежащими в гробу. Человека воскресить невозможно. Так и храм невозможно воскресить, который прожил 600 – 700 лет, если не были сделаны предыдущие работы – обмеры, описания, консервация... Причем албанцы, уничтожая храмы, вырывают фундамент, делают там большую яму и используют ее как городскую помойку, чтобы даже всякая память об этом святом месте была уничтожена. То есть, действительно получается Голгофа...

Но насельники косовских обителей настроены все очень оптимистично, потому что любят свою родину и считают, что где они родились, там и должны прожить всю жизнь. Есть документальный фильм о сербах, возвратившихся на Косово. Это люди, которые лишились всего – дома, имущества. Их выгоняли оттуда с собаками, автоматами. Они потом вернулись. Сейчас восстановлена одна деревня. Они построили первый дом. У них даже есть один младенец, которому оккупационные войска – итальянцы – дарят игрушки, потому что детей там больше нет.

Есть одно село, куда вернулись трое мужчин. Они сами пришли, невзирая на то, что рядом – албанская территория, стреляют. Они вернулись на свою родину и уповают только на Господа. Считают, что это – сербская земля. И владыка Артемий Рашско-Призренский, когда у него спросили, что же все-таки будет с Косовым, ответил: “Сколько будет сербов на Косове, настолько Косово и будет сербским”.

Я считаю, что мировая общественность должна сказать свое слово, кто вообще прав, и кому нужна эта война. Ведь там дела делаются очень подспудно: подтасовываются всякие факты, чтобы доказать, что сербы живут не на своей родине, а на албанской территории.

Монахиня Ксения рассказала мне, что Господь не оставляет не оставляет Косовскую землю и Сербию и Своих чад в них. В Косове и Метохии постоянно совершаются православные чудеса.

Монахиня Ксения: В одном взорванном храме оставался камень от святого алтаря. Местный священник привел нас туда и предложил пощупать, какой температуры камень. Все камни вокруг были холодные. Камень престола был горячий. Это только одно из тысячи чудес. Поэтому там трудно остаться неверующим, и все знают, что это – святая земля. Ведь недаром этот край называется Косово и Метохия. “Метох” в переводе с греческого означает “монастырское владение”.

Чудом можно считать и то, что сербам удается в условиях гонений не только сохранить свою веру, но даже приумножить число ее приверженцев. Недавно в монастыре Высокие Дечаны приняли Православие 12 итальянских солдат из состава миротворческих сил. А вот еще одно свидетельство о духовной ситуации в современной Сербии и об отношении сербов к нам, как к своим православным братьям.

Регент детско-юношеского хора имени преп. Иоанна Дамаскина Ирина Болдышева (Санкт-Петербург): Мы побывали в Сербии по приглашению владыки Амфилохия Черногорского и Приморского три года назад. И до сих пор настолько сильные впечатления живут в нашем сердце, потому что именно там мы почувствовали, что такое брат или сестра во Христе. Потому что с такой любовью нас там встречали! Мы бывали и в Польше, и в Греции – детей везде все встречают с любовью. Но с такой любовью и теплотой, как нас встретили в Сербии, это незабываемо! Это вызывает горячую ответную любовь и память. Мы надеемся, что поедем в Сербию еще раз.

И хотелось бы до всех русских людей донести эту нечаянную радость, что у нас есть прекрасная сестра Сербия – любящая, верная. Жалко, что многие об этом не знают. Ведь это такое великое приобретение! И надо как можно больше делать, чтобы русские люди узнавали о том, как сербы до сих пор хранят великую благодарность за освобождение от турецкого ига, которое принес им наш народ. Ведь столько прошло уже поколений сербов! Это, наверно, самый благодарный народ на свете.

Певчая детско-юношеского хора имени преп. Иоанна Дамаскина Лена Лухина: Поездка в Сербию была одной из лучших наших поездок. Мы ездили в Сербию в 2003 году летом. Были в основном в Черногории и один день в Белграде. Это было уже через несколько лет после того, как войска НАТО бомбили столицу нашей любимой братской Сербии. И когда мы гуляли вечером по городу, меня потрясло то, что мы видели эти уже остатки разрушенных домов. Многое, правда, было уже восстановлено, но все равно не укладывалось в голове, как сейчас, в наше время вершится вот такая несправедливость. На бомбах, как известно, было написано “Христос воскресе!” То есть, это было издевательство не только над сербским народом, но и над нашей религией, нашей верой... Я думаю, что мы можем помочь Сербии только нашей совместной молитвой и участием в мероприятиях, подобных калужскому форуму.

Как считают некоторые из сербов, духовная первопричина происходящих сегодня с их родиной трагических событий – недостаточное покаяние сербского народа, неполное его освобождение от остатков коммунистической идеологии. Как Божие наказание за это они ожидают, что, скорее всего, Запад и дальше будет раскалывать и уничтожать Сербию. Но сербы не впадают в отчаяние. Они верят, что рядом с ними – Господь, Который поможет им очистить души и сердца от скверны греха, освободить их Отечество от западного гнета, и что в этом противостоянии всегда с ними будет братская Россия.

Мы же, русские православные христиане, можем помочь нашим братьям молитвой за них, распространением как можно шире правдивой информации о том, что происходит в Сербии, и укреплением своего, Российского государства. Будет духовно и физически сильная Россия – будет существовать и сильная, независимая и единая Сербия.

Диакон Дмитрий Арсентьев


РЕЗОЛЮЦИЯ
Международного церковно-общественного форума
«Братская Сербия: история и современность»

С 10 по 12 ноября 2006 года по благословению Его Высокопреосвященства митрополита Калужского и Боровского Климента и Его Преосвященства епископа Рашко-Призренского и Косово-Метохийского Артемия в г. Калуге состоялся международный форум „Братская Сербия: история и современность“.

В работе форума приняли участие докладчики из России, Сербии, Украины и Черногории. С приветственным словом к участникам форума обратились архиепископ Людиновский Георгий и временный поверенный в делах посольства Республики Сербия Елица Куряк.

Были заслушаны доклады депутата Государственной Думы РФ Н. А. Нарочницкой, президента группы компаний „Андреевский флаг“ А. В. Мельника, настоятеля монастыря Джорджеви Ступови игумена Петра (Улемека), а так же представителей Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, московских и калужских духовных школ, общества русско-сербской дружбы, монастыря Оптина Пустынь, Исследовательского фонда „Межвузовская ассоциация молодых историков-филологов“, университетов России, Сербии и Украины.

Обсуждались вопросы современного положения православия в Косово и Метохии, истории русско-сербских отношений, сербской святости и гонений на Охридскую архиепископию Сербской Православной Церкви в Македонии.

По результатам работы форума можно констатировать:

В настоящее время жизнь сербов в Косово и Метохии подвергается постоянным нападениям от албанских экстремистов, православное сербское и другое этнически неалбанское население выдавливается из края, разрушаются и уничтожаются монастыри и храмы.

В Бывшей Югославской Республике Македония официальные власти преследуют верующих и духовенство Охридской архиепископии Сербской Православной Церкви.

Средства массовой информации недостаточно освещают проблему Сербской Православной Церкви и сербского народа.

Между Россией и Сербией в настоящее время крайне низкий уровень культурных связей для традиционно братских народов.

Были выдвинуты следующие предложения:

Призвать священноначалие, священство, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви оказать молитвенную поддержку нашим страждущим братьям и сёстрам в Христе от албанских экстремистов в Косово и Метохии и от гонителей в Македонии.

Обратиться к Предстоятелям Поместных Православных Церквей и светским властям с просьбой содействовать освобождению Охридского архиепископа Иоанна (Вранишевеского) из тюремного заключения.

Признать необходимым для церковных и светских средств массовой информации объективно акцентировать внимание на проблему угрозы полного уничтожения сербского народа, религии, культуры в Косово и Метохии.

Обратиться к правительству Российской Федерации с просьбой помочь возвращению беженцев из Косово и Метохии к родным очагам.

Обратиться к церковным и светским средствам массовой информации с просьбой более широко освещать события происходящие в Косово и Метохии и в Бывшей Югославской Республике Македония.

Поддержать работу православных молодёжных организаций по созданию единого культурного пространства России и Сербии, создать условия для консолидации усилий для работы в этом направлении.

Создать условия для более интенсивного двухстороннего обмена студентов и преподавателей российских и сербских вузов в целях укрепления культурных связей.

г. Калуга
10-12 ноября 2006 г. 

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика